«Нападением сотни УПА на костел руководил некий Василий Левочко. Через год появился в мундире капитана НКВД…» — Высокий Замок

«Нападением сотни УПА на костел руководил некий Василий Левочко. Через год появился в мундире капитана НКВД…» — Высокий Замок

Волынскую трагедию 1943 года в значительной степени спровоцировали советы, считает историк Богдан Гудь. на костел руководил некто Василий Левочко. =»« Нападением сотни УПА на костел руководил некто Василий Левочко. Фото Екатерины МОСКАЛЮК

В последние месяцы ощутимо поднялась температура польско-украинских отношений. Некоторые политики в Варшаве сделали острые заявления относительно Волынской трагедии 1943 года. Мол, если украинцы не признают своей вины, им не видеть ни ЕС, ни НАТО НАТО. Почему в сложный период войны поляки поднимают проблему, которая способна разрушить дружественные отношения между нашими народами и сыграть на руке врагу? Ответы на это и другие вопросы мы хотели услышать от авторитетного специалиста украинско-польских отношений — профессора Львовского национального университета им. И. Франко и Варшавского университета, доктора исторических наук Богдана Гудя, автора книги «От Люблинской унии до волынских масакр».

— Трудно сказать, чем именно обусловлена ​​такая острая реакция наших соседей на древние исторические события, — говорит учёный. — Правдоподобно, многое кроется во внутренней политике Польши и связано борьбой между различными группировками польского политикума  то есть между правящей и бывшей коалициями. Очевидно, сказываются и предстоящие президентские выборы в Польше, которые либо позволят современной коалиции укрепить власть, либо пошатнут ее положение, если главой государства выберут представителя правицы.

Для понимания того, что происходит в польско-украинских отношениях, нужно иметь полную картину. До нас доходят определенные отрывочные данные о каких-то недоразумениях на самом высоком уровне, о вроде бы не очень корректном разговоре президента Зеленского с главой МИД Польши Сикорским. В конце концов, можем сравнить частоту встреч президентов Украины и Польши в первый период войны и значительное охлаждение их отношений в последнее время. согласия с нашими соседями в Волынском вопросе, как перевернуть эту сложную страницу и прекратить взаимные упреки?

— Полного понимания, наверное, никогда не будет. Потому что взгляд украинцев и поляков на нашу историю является диаметрально противоположным. Я всегда призываю помнить крылатую фразу известного польского интеллектуала Юзефа Мацкевича «Только правда интересная». Только на самом деле можем построить наши дружеские взаимоотношения. Ибо, как говорил Папа Римский Иоанн Павел I, правда вас освободит.

Однако правда должна освободить не только украинцев, а поляков. Если хотят понимания с украинцами, вынуждены будут просмотреть сложные страницы наших взаимоотношений, помня, что белых и пушистых пушистых. не бывает… Так же и украинцы должны прийти к пониманию того, что пока в нашей земле будут лежать тысячи останков непохороненных жертв противостояния поляков и украинцев в годы Второй мировой войны, не сможем считать себя христиан. Ибо христианская обязанность — обеспечить это погребение.

Какие бы не были недоразумения на самом высоком уровне, должны понимать, что когда снимется проблема, которая касается сотен тысяч поляков и украинцев, это значительно сблизит наши позиции. В нынешний сложный период войны должно сработать чувство самосохранения. Речь идет об «союзе по страху» — как образно можно назвать, например, Варшавский договор 1920 года. Собственно этот «союз со страха», когда страх является хорошей платформой для понимания, должен определять, в каком направлении двигаться обеим нашим странам. По словам известного украинского эмиграционного историка Ивана Лысяка-Рудницкого который оценивал волынские события, «сверка была по обе стороны». Если этого не поймем, будет очень трудно согласовать наши подходы к тому, что произошло в 1943-1944 годах на территориях Волыни и Восточной Галиции.

Что, по вашему мнению, привело к тем страшным последствиям? Можно ли было этим «масакрам» предотвратить?

— Я занимаюсь исследованием генезиса «волынских событий» и не соглашаюсь с тем, что жители волынских сел 1943 года были «одурманены» националистической пропагандой и идеологией. Вместо этого напоминаю нашим соседям, что Волынь, начиная с конца ХVIII века, находилась под влиянием изначально российской империи и польских землевладельцев, а позже mdash; Второй Речи Посполитой и коммунистических структур, активно развивавшихся на территории бывшей Волынской губернии. Накануне Первой мировой войны все жители Волынской губернии, то есть «Великой Волыни», включая Житомирщину, были вписаны в «Союз русского народа», или иначе — «черной сотни». На Правобережной Украине (в Волынской, Подольской, Киевской губерниях) в рядах «черной сотни» было около 500 тысяч боевиков, своеобразных «титушек», всегда готовых к погромам. Это под их руководством в 1917-1918 годах украинские крестьяне сравнили с землей цветущую земледельческую цивилизацию, которая существовала на Правобережье. Это было то, что я назвал в одной из своих книг гибелью польской землевладельческой Аркадии.

В свое время сотник УСС Дмитрий Витовский и известный писатель Улас Самчук отмечали, насколько темной, забитой в те времена была Волынь. Национального самосознания там не чувствовалось. Витовский в 1915 году пытался агитировать волынских дядей вступать в ряды Сечевых стрелков, чтобы бороться за Украину, но услышал от них: «А-а-а, было бы лучше, если бы россия вернулась. Тогда земли было бы, может, больше. И водка утонела бы. Разницы между русскостью и «русскостью» они не замечали. Поэтому в 1920 году волынские дяди в рядах советской Первой конной армии воевали против поляков. Воевали так упорно, что удивили даже видавших виды буденовцев. Об этом в своих воспоминаниях писал большевистский комиссар Исаак Бабель.В межвоенный период на Волыни развивалась коммунистическая агитация. Националистических влияний, по сути, не было. Как вспоминал известный коммунистический деятель, а позже советский диссидент Даниил Шумук, в 1934 году в Ковельской тюрьме сидело 200 заключенных, из 196 mdash; коммунисты!!! Еще в 1925-м коммунисты наработали план «второй пролетарской революции» на Волыни. Этот план предусматривал уничтожение польских поселений и их жителей и присоединение Волыни к советскому союзу. Особенно обострилась антипольская агитация в 1939-1941 годах, когда на территории пришла красная армия. Ее, кстати, местное население встречало триумфальными арками и лозунгами «Слава Сталину!», «Слава Ворошилову!», «Слава Тимошенко!» (маршал СССР Семен Тимошенко — советский военачальник, в сентябре 1939-го возглавлял Украинский фронт во время вторжения в Польшу, в результате которого территории Галиции, Волыни и нынешнего мероприятия Беларуси ;Авт.).

Разочарование пришло быстро. Но эти коммунистические влияния, безусловно, формировали антипольские настроения. Что интересно: и антипольская большевистская, и украинская националистическая пропаганда, которая развивалась со второй половины 30-х годов, имели общую цель. Коммунисты говорили волынянам: если хотите добиться социального освобождения, нужно уничтожить угнетателей— поляков. В свою очередь, националисты говорили: если хотите получить Украинское государство, нужно уничтожить тех, кто не дает вам жить в национальном государстве. Теми, кто «не давал», снова ж были поляки…

В 1943 году один из деятелей УПА в своем рапорте центральному проводу писал: волынский крестьянин якобы хочет независимого Украинского государства, но видит его очень специфический способ. как кусок лучшей земли ближе к деревне и как ботинки на ногах своего ребенка. Собственно эту «заземленность» волынского крестьянина националисты использовали способом, подобным большевистскому. В 1943-м Клим Савур подписал так называемый земельный декрет УПА, согласно которому землю бывших польских землевладельцев и колонистов-осадников передавали волынским крестьянам. Так был повторен шаг «товарища ленина» В 1917 году, его декрет о земле

— Говорят, в польских архивах есть документы, свидетельствующие о пользе украинской трактовки волынских событий

В архиве новых актов и библиотеке Варшавского университета есть отчёты польского подполья, а в них находим несколько иную версию развития событий на Волыни 194. Польские исследователи утверждают, что все началось после поражения немцев под сталинградом. Тогда, мол, руководство УПА решило ускорить ход событий, борьбу за независимое Украинское государство. А в этих документах указано, что толчком к обострению ситуации стал конфликт между эмиграционным правительством Второй Речи Посполитой в Лондоне и советским правительством. Польское правительство заявило, что будет сотрудничать с советами только на основе границ 1 сентября 1939 года. Советы же в заявлении тасс ответили, что поляки — империалисты, и потому, мол, нужно защищать право &?quo;единокровных братьев украинцев и белорусов» жить в национальных государствах. После этого ситуация обостряется.

То, что происходило на Волыни, свидетельствует об очень сильной инфильтрации украинского подполья агентами советского НКВД. Об этом писала деятельница ОУН Мария Савчин («Маричка») в своих воспоминаниях. Об этом рассказывал и господин Яблонка, бывший работник музея Юзефа Пилсудского в Варшаве, выходец из Кременецкой области. По словам этого историка, его земляки старшего возраста вспоминали, что в 1943 году в окрестностях Кременца проходили тайные встречи энкаведистов со своими агентами в УПА. Кроме того, точно знаем, что нападением сотни УПА на костел в Порицкую (теперь Павловка) руководил некий Василий Левочко, который через год появился в той же самой местности службы. Еще через год в окрестностях Грубешова его убили вповцы — как предателя и вражеского агента…

Польские документы свидетельствуют, что зимой 1944 года кременецкая УПА раскололась: просоветская часть пошла на соединение с советами, а националисты отправились на Запад. Такими были масштабы энкавеэсовской агентуры в рядах УПА.

В конце концов, документ польского подполья августа 1943 года отчетливо утверждает, что в истреблении поляков на Волыни были заинтересованы прежде всего советы: мол, не ; не будет оснований ставить вопрос о границах 1 сентября 1939 года.

— Что именно побудило вас взяться за исследование сложных страниц в польско-украинских отношениях?

— 1998 года вместе с польскими коллегами мы создали фильм «Тяжелое братство» — о союзе Пилсудского и Петлюры. Позже, с обзора на развитие украинско-польских отношений, я начал интересоваться, почему Пилсудскому и Петлюре не удалось в 1920 году привлечь правобережное украинское крестьянство к походу против советской. И так дошел до событий 1943 года. По определению французского историка Даниэля Бовуа, корни того, что произошло на Волыни, следует искать в ужасных реалиях жизни в крепостнических селах первой половины XIX века. В Ивана Франко есть статья На нашей, не своей земле, где описано, какие ужасы чинили польские помещики относительно своих украинских подданных. Это насилие формировало у ответ контрнасилие…

То, что произошло в 1943 году на Волыни, в значительной степени было сходно с крестьянской войной. К антипольской акции УПА присоединилась масса волынского крестьянства, которое хотело повторить то, что оно частично уже сделало в 1917-1918 годах, уничтожив большое польское землевладение на значительной части Правобережной Украины. С этим соглашается известный польский историк Владимеж Менджецкий. По его мнению, волынские крестьяне хотели «до дна» (до основания) уничтожить барский мир, с которым находились в конфронтации. Для них польские крестьяне были частью этого барского мира. Поэтому убивали их…

Обратите внимание: в Восточной Волыни, восточнее бывшей польско-советской границы, антипольских акций не было вовсе. Потому что там местные украинские крестьяне не испытывали никакой враждебности к польским крестьянам, вместе с которыми прошли ужасы советского террора 1932-1933 и других лет. Это позволяет понять, почему, собственно, таким ужасным был антипольский террор на Западной Волыни в 1943 году.

И на завершение. Мой отец происходит из переселенцев. села Маковиска, что под Ярославом. Но он никогда не воспитывал меня в антипольском духе. Говорил: «То было такое время». И не видел никаких оснований иметь какие-то претензии к современным полякам и к Польше. Много его польских визави не воспринимает такого подхода, поэтому и видим у них такие сильные антиукраинские настроения. по слову министра обороны Владислава Косиняка-Камиша, который заявил, что Украина не сможет стать членом ЕС без решения волынского вопроса. «Я хотел бы знать, что конкретно имеют в виду министры, премьер-министры, когда делают такие заявления. Это сложные вопросы, в том числе и для самих украинцев, которые надо учитывать, которые годами умалчивались,  — сказал он. На убеждение главы польского государства, россияне и их президент напали на Украину, чтобы остановить ее интеграцию в ЕС. Поэтому, по словам Анджея Дуды, каждый, кто говорит, что собирается заблокировать вступление Украины в Европейский Союз, тем самым вписывается в политику Владимира Путина.

wz.lviv.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *