4 апреля 1946 года в Вашингтоне был торжественно подписан Североатлантический договор. Это был день создания НАТО — и еще один важный результат Второй мировой войны
Однако, в отличие от общей победы союзников над гитлеровским Рейхом, создание НАТО должно было защитить демократии от влияния тоталитаризма. А это влияние после победы над гитлеровской Германией не только не исчезло, оно даже усилилось. Ведь среди победителей во Второй мировой войне был и Советский Союз, а его диктатор Иосиф Сталин продолжал лелеять агрессивные планы по усилению своей империи, mdash; пишет Виталий Портников для Радио.Свобода.
С того времени к Североатлантическому альянсу присоединилось еще 20 стран, сейчас количество участников дошло до 32. Однако противостояние с россией остается едва ли не самым главным вызовом для НАТО и ставит новые задачи перед его членами.
Когда в конце 90-х началось большое расширение НАТО, страны Центральной Европы пытались присоединиться к альянсу прежде всего потому, что не желали больше зависеть от изменений в политическом курсе кремля. Хотя даже в первые годы правления Владимира Путина — не говоря уже об эпохе Бориса Ельцина — можно было считать, что соседям россии ничего не угрожает.
«Вступление Латвии в НАТО казалось не таким важным, потому что тогда мало что указывало на то, какие кардинальные политические изменения вскоре произойдут в мире. Не только российский президент заявлял в то время, что будет придерживаться конституционного правила о двух президентских сроках максимум, а коммунистические лидеры Китая также следовали традициям ограничения пребывания у власти двумя каденциями. Общемировая победа демократии казалась уже обеспеченной. После окончания Холодной войны мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Мнение о том, что на европейском пространстве (за исключением Балкан) возможны реальные боевые действия, казалось чем-то нереальным. напоминал обозреватель латвийской газеты Neatkarīgā.
Й такую оценку вступления своей страны в НАТО мог бы дать каждый из журналистов стран, присоединившихся к альянсу после краха Советского Союза и >
Но оказалось, что в относительной безопасности могут чувствовать себя именно те страны, народы которых сделали не просто правильный, но своевременный выбор. Именно поэтому для Украины столь важно сейчас продвижение по дороге в Североатлантический альянс. И даже борьба за изменение динамики по поддержке с стороны НАТО, о которой говорит генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, имеет для Украины большое значение. Хотя нигде правды дети — украинцы сегодня хотели бы не просто помощи, а солидарности и ускорения процесса вступления Украины в альянс.
Однако для того, чтобы это произошло, не только Украина должна продолжать сопротивление российской агрессии, но и альянс должен преодолеть свои внутренние трудности. Все мы с определенным удивлением наблюдали, с какими неожиданными проблемами шло присоединение к НАТО Финляндии и Швеции. хотя, казалось бы, сам альянс должен быть заинтересован в членстве этих стран.
«В основе нашего самого мощного в мире альянса лежат принципы демократии, международного права и верховенства права в целом. Тем не менее, ряд стран, которые забыли об этих ценностях, издавна пытаются продвигать свои меркантильные интересы при принятии важных решений в рамках НАТО. Об этом свидетельствуют, например, волокиты с вступлением в альянс Швеции. когда корыстные мотивы Турции и Венгрии заслонили собой общие интересы по безопасности альянса. Право вето является одной из самых серьезных проблем внутри подобных важных организаций западного мира. Очень показательным примером в этом плане является ООН, которая с существующим правом вето стала абсолютно неэффективной. отмечал автор литовского издания IQ.
И с этим трудно не согласиться, потому что если забыть о ценностях, станет не очень понятным, для чего вообще создан альянс, почему его члены должны тратить столько денег на оборону, и что в случае утраты солидарности.
Когда Швеция присоединилась к НАТО, ее ведущее легендарное издание Dagens Nyheter отмечало в редакционной статье: «Мы стали членом НАТО не потому, что Это моральное решение, а блок НАТО — мирный проект. С самого начала альянс состоял в основном из открытых демократий, которые видели угрозу с стороны мощной диктатуры, для которой уже сама жажда свободы, которую проявляет человек, является экзистенциальной угрозой. … Чем сильнее НАТО, тем больше вероятность того, что Путин откажется от своих планов по восстановлению российской империи. Демократия и свобода продолжают оказывать сильное влияние на миллионы людей. Власть путина упадет. А до тогда приятно будет побыть в окружении хороших соседей!»
От и Украине через 75 лет после создания НАТО хотелось бы быть рядом с хорошими соседями.
< p>Источник